<

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для слушателей курсов подготовки и повышения квалификации кадров в сферах инновационного менеджмента и предпринимательства, а также студентов, аспирантов и молодых ученых


Необходимым условием для осуществления деятельности является наличие у субъекта: -полного (фактологического и методологического) знания и собственного творческого, продуктивного и эмоционального опыта взаимодействия с миром.

Методология - учение о методе, а метод - это логическая основа способа нашей деятельности. Методология - это особая форма рефлексии, т.е. критического отношения к используемым и выдвигаемым основаниям при планировании способов решения задач, при анализе проблем и противоречий, возникающих при проектировании и реализации того или иного вида деятельности, общей организации мыслительной деятельности.

Цель дисциплины - создание реальной основы для осознания, понимания и последующей реализации методологических принципов и закономерностей деятельности, без которых затруднено практическое формирование профессиональных качеств слушателя как специаиста.

Используемые и рассматриваемые подходы в предлагаемом курсе открывают возможности освоения научного критического метода мышления, включая постановку проблемных вопросов, работу с понятиями, использование абстрагирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза.

Исключительное внимание уделено систематизации и разбору логико-психологической инвариантности деятельности; принципов и методологических подходов при решении инженерных задач, включая поиск, анализ и выбор; административно-управленческим аспектам реализации технологии, а также психологическим аспектам межличностных отношений и руководства трудовым коллективом. В итоге, открывается возможность формировать, как навык, две методологические ориентации деятельности: критически-аналитическую и проектно-конструктивную. Реализуя первую, мы сможем выступать как исследователь мышления, деятельности. Реализуя вторую ориентацию, будем способствовать, помогать себе и другим перестраивать и развивать деятельность.

Содержательная сущность дисциплины раскрыта в ее тематической основе.

Тема 1. Деятельность и методология: осмысление понятий

- разум и деятельность: осмысление.

- структурный анализ понятия «деятельность»

- три логики - методологическая основа деятельности

Тема 2. Личностные качества инженера и методология

- НЛП - техника реальных достижений.

- Принципы сбалансированного самообновления

Тема 3. Методология организации мыслительной деятельности

- Полный единичный акт мышления .

- Инвариант творческой деятельности

- Инвариантная схема решения научных и инженерных задач

- Рабочее определение критического мышления

- Решение задач, с правдоподобными рассуждениями «от конца к началу»

Тема 4. Методологические основания научно-познавательной деятельности

- Диалектика теоретического и эмпирического

- Методологический «лизинг» в научно-познавательной деятельности

Тема 5. Принципы и подходы системной методологии

- Системный подход и его разновидности

- Законы развития технических систем .

- Законы функционирования технических систем

Тема 6. Методологическая подготовка и сопровождение НИР

- Общие положения о структуре плана-отчета НИР

- Метод анализа размерностей, с правдоподобными рассуждениями «от конца к началу».
Тема 7. Методология экспериментального исследования

Тема 8. Методологические принципы управления реализацией решений

Разработчик программы повышения квалификации: Профессор, кандидат технических наук В.М. Иванцов