для слушателей курсов подготовки и повышения квалификации кадров в сферах инновационного менеджмента и предпринимательства, а также студентов, аспирантов и молодых ученых
Необходимым условием для осуществления деятельности является наличие у субъекта: -полного (фактологического и методологического) знания и собственного творческого, продуктивного и эмоционального опыта взаимодействия с миром.
Методология - учение о методе, а метод - это логическая основа способа нашей деятельности. Методология - это особая форма рефлексии, т.е. критического отношения к используемым и выдвигаемым основаниям при планировании способов решения задач, при анализе проблем и противоречий, возникающих при проектировании и реализации того или иного вида деятельности, общей организации мыслительной деятельности.
Цель дисциплины - создание реальной основы для осознания, понимания и последующей реализации методологических принципов и закономерностей деятельности, без которых затруднено практическое формирование профессиональных качеств слушателя как специаиста.
Используемые и рассматриваемые подходы в предлагаемом курсе открывают возможности освоения научного критического метода мышления, включая постановку проблемных вопросов, работу с понятиями, использование абстрагирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза.
Исключительное внимание уделено систематизации и разбору логико-психологической инвариантности деятельности; принципов и методологических подходов при решении инженерных задач, включая поиск, анализ и выбор; административно-управленческим аспектам реализации технологии, а также психологическим аспектам межличностных отношений и руководства трудовым коллективом. В итоге, открывается возможность формировать, как навык, две методологические ориентации деятельности: критически-аналитическую и проектно-конструктивную. Реализуя первую, мы сможем выступать как исследователь мышления, деятельности. Реализуя вторую ориентацию, будем способствовать, помогать себе и другим перестраивать и развивать деятельность.
Содержательная сущность дисциплины раскрыта в ее тематической основе.
- Тема 1. Деятельность и методология: осмысление понятий
- - разум и деятельность: осмысление.
- - структурный анализ понятия «деятельность»
- - три логики - методологическая основа деятельности
- Тема 2. Личностные качества инженера и методология
- - НЛП - техника реальных достижений.
- - Принципы сбалансированного самообновления
- Тема 3. Методология организации мыслительной деятельности
- - Полный единичный акт мышления .
- - Инвариант творческой деятельности
- - Инвариантная схема решения научных и инженерных задач
- - Рабочее определение критического мышления
- - Решение задач, с правдоподобными рассуждениями «от конца к началу»
- Тема 4. Методологические основания научно-познавательной деятельности
- - Диалектика теоретического и эмпирического
- - Методологический «лизинг» в научно-познавательной деятельности
- Тема 5. Принципы и подходы системной методологии
- - Системный подход и его разновидности
- - Законы развития технических систем .
- - Законы функционирования технических систем
- Тема 6. Методологическая подготовка и сопровождение НИР
- - Общие положения о структуре плана-отчета НИР
- - Метод анализа размерностей, с правдоподобными рассуждениями «от конца к началу».
- Тема 7. Методология экспериментального исследования
- Тема 8. Методологические принципы управления реализацией решений
Разработчик программы повышения квалификации: Профессор, кандидат технических наук В.М. Иванцов